Как изменялись шины на протяжении времени?
Произведя революцию в сельском хозяйстве, колеса вскоре стали использоваться во всех сферах - от военных колесниц до игрушек - и стали символом технического прогресса человечества..
Чтобы в полной мере оценить историю шин, взглянем на эволюцию самого колеса. Первые упоминания о величайшем изобретении человечества, колесе, относятся к 3500 году до н.э. эпохе неолита, незадолго до бронзового века. Произведя революцию в сельском хозяйстве, колеса вскоре стали использоваться во всех сферах - от военных колесниц до игрушек - и стали символом технического прогресса человечества.
Одной из основных проблем, связанных с колесами, был и остается износ. В то время как постоянное вращение вокруг центральной оси - превосходное решение осуществления свободного перемещения людей, грузов, ценностей, - законы физики, не только помогают человеку, так и ограничивают его возможности. Колесо со временем изнашивается при этом не всегда равномерно. Сколы, повреждения от удара об камень или просто неравномерное истирание приводят к невозможности дальнейшей эксплуатации ведь колесо перестает выполнять свою главную функцию – свободно вращаться. И решение проблемы только одно — это полная или частичная замена вышедшего из строя агрегата, зачастую очень дорогостоящая.
Как свести к минимуму расходы по ремонту и продлить ресурс колес? Нужен специальный слой по внешнему ободу, который поглощал бы все удары, истирался, а затем легко заменялся по гораздо более доступной цене, чем совершенно новое колесо. Эти функции приняла на себя шина.
Ставшей привычным элементом любого вида транспорта, шины являются относительно недавним изобретением. Самыми ранними типами шин были кожаные ленты, обернутые вокруг деревянного колеса. Затем кожа уступила место металлическими полосам, которые прослужили намного дольше. Появление поездов и разветвлённых железнодорожных сетей привело к внедрению колес из металла. Цельные металлические колеса очень долгое время использовались на сельскохозяйственных машинах, так как обеспечивали лучшую тягу на полях с рыхлой почвой, а также на глинистых и заболоченных территориях по сравнению с самыми продвинутыми на то время резиновыми.
Они медленнее подвергались износу, сопротивление качению у них было ниже, чем у резиновых аналогов, да и грязь к ним приставала меньше. Однако ездить на технике с такими колесами было, мягко говоря, некомфортно.
Изобретение вулканизации Чарльзом Гудиером перестроило весь транспортный (и не только) мир. Процесс вулканизации, состоящий из нагревания каучука и добавления в его состав серы, позволил превратить липкий мягкий каучук в нечто прочное и одновременно эластичное. Шины из нового материала справлялись с разумными повреждениями, не боялись проколов и порезов, обладали хорошей амортизацией, тем не менее, имели большой вес и плохую управляемость, так как были сплошными.
В 1847 году Роберт У. Томпсон, шотландский инженер, создал и запатентовал первую шину, наполненную воздухом. Но далее потента дело не пошло.
Лишь в 1888 году в Белфасте, Ирландия. Уроженец Шотландии Джон Бойд Данлоп создал первую успешную пневматическую шину. Данлоп уже был богатым человеком и владел успешной ветеринарной практикой. Но слыша частые жалобы от сына на то, как не удобно ездить на велосипеде и его сплошные со сплошными резиновыми шинами, решил разработать свой тип шины.
Продукт оказался настолько успешным, что через год после его появления он выиграл велосипедные гонки в Ирландии и Англии. В течение следующих нескольких лет уже компания Dunlop упорно трудилась над разработкой шин для всех транспортных средств, от велосипедов до легковых и грузовых автомобилей. В период с 1890 по 1920 год резиновая пневматическая шина претерпела ряд усовершенствований, как компанией Dunlop, так и другими промышленниками, как Томас Хэнкок.
К 1920-м годам для шин были разработаны синтетические каучуки, и в течение нескольких десятилетий все использовали диагональные шины, состоявшие из двух отдельных частей:
- надутая внутренняя камера;
- внешняя защитная многослойная шина или кожух.
После Второй мировой войны Michelin разработала радиальные шины, и это был огромный шаг в развитии шин. Несмотря на то, что это был гораздо более качественный продукт, радиальные шины очень медленно завоевывали рынок. Только в начале 1970-х годов радиальные шины начали становиться доминирующей технологией. С тех пор радиальные шины стали нормой во всем мире. И каждый год производятся миллиарды этих шин.
Восстановленные шины существуют почти столько же, сколько и сами современные шины. Восстановительные накладки были введены, когда двухслойные шины были нормой. Они начинались как экономически эффективный метод повторного использования покрышек хорошего качества. Разработка восстановительных протекторов может быть приписана Марион Оливер, которая в 1912 году разработала и запатентовала предварительно отвержденные протекторы. Этот метод аналогичен современному процессу восстановления протектора: сначала корпус полировался до основания, затем сверху наносился новый слой шины.
Послевоенный мир с трудом сводила концы с концами и ремонтные работы были экономически эффективным способом сохранить подвижность легкового и грузового автопарка. В это время натуральные каучуки окончательно уступили место синтетике, и были разработаны новые технологические решения, которые позволили сделать восстановленные шины более безопасными и приблизиться по характеристикам к совершенно новым шинам.
В 90-х годах, с развитием компьютерных технологий, бизнес по восстановлению покрышек пережил новое возрождение. Заготовку можно было отсканировать ультразвуком или с помощью рентгеновской технологии, нанести новое покрытие и опять же «просветить», чтобы исключить возможность выпуска брака. Современные восстановленные шины служат почти так же долго, как и новые, и не менее безопасны.
Шины постоянно развиваются. Растущие цены на нефть и экологические проблемы означают, что производители шин постоянно ищут способы производства шин более эффективными способами. Новые технологии, такие как безвоздушные шины, тестируются на коммерческих автомобилях.
Меняются сами автомобили, с ростом числа электроприводов и разработкой автономных автомобилей изменятся и потребности в шинах.
Ежегодно под утилизацию попадают не менее 242 миллиона шин, поэтому выпуск шин с высокими показателями TreadWright является современным трендом серьезных производителей.
Ваш комментарий
Если вам есть что сказать, пожалуйста, поделитесь своим мнением.