Запрещено ли использовать «докатку» на автомобиле?
Рассказываем об использовании запасного колеса с другим протектором или «докатки».
ГИБДД всегда уделяло особое внимание комплектации автомобилей. Во время рейдов, выборочных проверок или месячников регулярно выявляются автомобили с явными техническими неисправностями, за которые выписываются штрафы и выдаются предписания для устранения несоответствий.
Однако возникает вопрос о том, как представители дорожной полиции отнесутся к использованию запасного колеса с другим протектором или «докатки», которая может вызвать сомнения с точки зрения действующего законодательства.
Требования к запасным колёсам
Требования к запасным колёсам стали более строгими после очередного внесения изменений в ПДД и ГОСТах. Инспекторы ГИБДД проверяют не только наличие нестандартного оборудования, но и состояние шин.
В перечне неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля, содержится норма, которая запрещает устанавливать разные модели шин на одну ось, так как это может привести к неравномерному торможению и риску разворачивающего момента на кузове автомобиля.
Также согласно законодательству, необходимо иметь запасное колесо для летнего и зимнего сезонов, а также обязательно менять «запаску» при покупке нового комплекта покрышек, даже если она ни разу не использовалась.
Особенности докатки
Но если с полноразмерным запасным колесом все предельно ясно – это полноценное колесо, которое может безгранично использовать вместо обычного штатного. То колесо-«докатка» или «пончик», как называют его за рубежом, имеет большое количество ограничений.
Практические
Все больше производителей автомобилей склоняются к комплектации автомобилей маленькими докатками вместо полноразмерных колес. Это позволяет выигрывать в высвобождающемся свободном пространстве и экономии затрат, так как такое колесо значительно меньше штатного и соответственно дешевле.
Конструкторские
Внешний диаметр колеса-докатки существенно ниже штатного. К тому-же его профиль уже, а высота протектора выше и его рисунок вряд ли совпадет с рисунком других установленных шин. Все это в совокупности влияет на управляемость и торможение автомобиля, износ штатной резины, перегрузку дифференциала. Так же при движении на таком колесе может «сходить с ума» электроника, в частности, возникать ошибки из-за неправильного срабатывания АБС и ESP. Поэтому максимальная скорость передвижения на таком колесе не должна превышать 80 км/час.
Юридические
Прямого разрешения на использовании «докатки», вместо полноразмерного колесе в Российском законодательстве нет. Как говорилось выше колеса автомобиля должны быть одинакового размера, модели и рисунка, это подтверждает пункт 5.8 приложения «Основные положения по допуску транспортных средств...», где говорится, что шины разной размерности не могут стоять на одной оси.
Как же быть в такой ситуации? Просто следует сослаться на пункт 2.3.1 ПДД, где говорится об обязанностях автомобилиста и запрещённых случаях эксплуатации автомобиля: если невозможно устранить неисправность, водитель имеет право направиться на авто исключительно к месту ремонта.
Объяснив инспектору ситуацию с поврежденным колесом и сославшись на этот пункт ПДД, с большой долей вероятности, удастся избежать наказания, предусмотренного ч. 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Ваш комментарий
Если вам есть что сказать, пожалуйста, поделитесь своим мнением.