Независимые испытания шин
Шины компания Goodyear часто проходят испытания от независимых организаций, изданий и автомобильных клубов.
Критерии независимых испытаний шин
Обычно проводятся испытания более чем по 15-и критериям эффективности шин. Основными можно назвать:
- управляемость и торможение на сухой и мокрой дороге;
- сцепление в поворотах;
- срок службы;
- расход топлива;
- шум внутри салона;
- аквапланирование.
Как же производитель может гарантировать предусмотренные для шин технические характеристики?
Общеизвестно, что только с помощью испытаний, которые демонстрируют все достоинства и недостатки выпущенных протекторов, можно удостовериться в правдивости того, что обещают производители. А фирмы, выпускающие шины на тест-драйвы не скупятся.
Производители устраивают для покрышек дорожные испытания: это и «змейки», и заносы, и торможения, и «переставки». Кроме этого, шины подвергаются целому комплексу стендовых тестов. Сначала это определение наружных размеров. Масса шины позволяет оценить эффективность и экономичность использования материалов для её изготовления.
Обязательные этапы проверки высокоскоростных шин для легковушек на статистический и динамический дисбаланс.
Статический дисбаланс определяет неоднородность масс измерением центробежной силы при вращении и силы тяжести.
Динамический дисбаланс может появиться при неравномерном распределении масс в колёсных плоскостях.
Геометрическая неоднородность шин определяется радиальным и боковым биением шин. Силовая неоднородность протекторов определяется с помощью колебаний радиальной и боковой сил ввиду конусного эффекта. Подсчёт ведётся при одном обороте её вращения. При силовой неоднородности растут потери при качениях. Шина перегревается, в самом худшем случае – разрушается.
Прочность или определение энергии разрушения пневмошин происходит при вдавливании цилиндрического стального плунжера в центр протектора. Оценивается способность шины сопротивляться под воздействием концентрированных усилий, появляющихся в виде неровности при контакте шины и дороги.
Под воздействием упора на боковую часть шины с нарастающей силой до потери её герметичности определяется сопротивление бескамерных моделей сдвигу с полки обода.
На специальной установке проводятся испытания на гидропрочность или гидротест. Шину в специальной камере накачивают водой под давлением до её полного разрушения. Дело в том, что вода, в отличие от воздуха, не сжимается, соответственно, колесо разрушается, не взрываясь. А после взрыва трудно было бы понять причину возможного дефекта. Шины проверяются на герметичность: выясняется, как быстро воздух диффузирует через резину. Согласно методике потери внутреннего давления определяются за срок в 30 суток.
Для определения коэффициента сцепления и жёсткости шин с опорной поверхностью на испытаниях в боковом, угловом и продольном направлениях перемещается опорная плита. Фиксируется усилие сдвига и перемещение плиты.
Специальная сенсорная система анализирует, как распределяется давление в контактном пятне шины и дорожного покрытия. Измеряются и распределение удельного давления под нагрузкой, и само контактное пятно шины и дороги.
Для определения электропроводности шин измеряется электрическое сопротивление или способность к рассеиванию электростатического заряда. Замер делается между шиной на ободе и пластинкой из металла, на которую шина загружается при нагрузке.
Рентгеновскими лучами контролируется правильность сборки покрышки с металлокордом. Это, как правило, применяется и при выборочном заводском контроле. Проверяются они и на сопротивление боковому удару.
Стендовые испытания включают также испытания на скорость и нагрузку. Оценку биения и начало разрушения каркаса позволяет произвести планка над шиной. На стендах проверяется ходимость, а коэффициенты бокового увода и сцепления тестируются в лабораториях специализированных институтов. Заводы таким оборудованием не располагают. Там же, в лаборатории определяется коэффициент сопротивления качению: чем он меньше, тем лучше.
Проверяется, как протектор сопротивляется проколам, а также как работает шина в зоне боковин и борта. Результаты всех проведённых тестов, как правило, подтверждают заданные эксплуатационные параметры.
Неразрушающим видом контроля шин считается интерферометрический метод. Он выявляет пузыри, посторонние включения, расслоения – словом, всё, что не видно глазу. Применяется при освоении новых моделей.
Способов испытаний, как видно, великое множество. Причём, у отечественных испытателей они свои, у зарубежных – свои. Все они, как правило, придерживаются общепринятых методик. Объединяет все испытания шин в России и за рубежом то, что метод замера параметров должен обеспечить не только качественный, но и количественный отбор. Практически одинаков для всех и срок испытаний. Готовая шина может испытываться около двух месяцев.
Организации, которые проводят испытания
ÖAMTC (Der Österreichische Automobil-, Motorrad- und Touring Club)
Австрийский авто-, мото- и туристический клуб, основанный в 1896 г. как независимая некоммерческая организация.
Stiftung Warentest
Институт информации для потребителей, основанный в Германии. Занимается информированием о характеристиках различных видов продукции. Присвоенные им оценки оказывают заметное влияние на потребительское поведение в странах Европы.
Test World
Эта независимая организация, основанная в финской Лапландии, специализируется на испытаниях зимних шин и автомобилей в зимних условиях.
Прочие рейтинги шин
Стандартная маркировка шин ЕС
В стандартной маркировке шин ЕС отражаются оценки эффективности шин по трем основным параметрам: топливная экономичность, сцепление с мокрой дорогой и уровень внешнего шума.
Внутреннее тестирование инженерами Goodyear
Во время наших внутренних испытаний инженеры Goodyear оценивают шины по более чем 50 критериям эффективности.
Видео по теме:
Ваш комментарий
Если вам есть что сказать, пожалуйста, поделитесь своим мнением.